Нижегородский граффити-райтер, создатель каталога Urban Roots, редактор сайта Graffiti52 - Александр Stan поделился своими мыслями о тенденциях, стереотипах и мифах в граффити и стрит-арте.

 

«Свою первую стенку я нарисовал больше 16 лет назад. Наверняка есть те, кто читая этот блог рисует год, два, три, пять.  Большинство из читающих надеюсь задумываются, что и зачем они делают. Кто-то, вероятно, нет. Для тех, кто задумывается, быть может, будет интересным сравнить наши представления о граффити.»

 

1) Никто не вредит так граффитчикам, как сами граффитчики. 99,99 % работ закрашиваются не властями, не обывателями, а другими граффитчиками.
По факту подавляющее большинство из нас не уважает обывателей (их вкусы), не уважает городскую среду, и уж с чего тут начать уважать чужие работы.

2) Очень сильно влияет на это то, что граффити это ОЧЕНЬ эгоистичная субкультура. С самого момента зарождения.
Забавно, что в прессе большинство из интервьюируемых граффитчиков разливаются соловьиными песнями про любовь к городу, умению работать с ландшафтом и «респекту», как одному из основных понятий субкультуры.

3) При это большинство городов Европы и Америки не испытывают дефицита стен, которые можно использовать под граффити. Как «палевных» и так и совсем безопасных. И одновременно в большинстве этих городов существуют конфликты между граффитчиками за стены (и споты вообще). В крайних случаях доходящие до поножовщины.

4) Большинство байтов вовсе не в стилях т. н. «легального граффити» (wildstyle, 3D …). Самый смак байта всегда у «бомберов», причём в примитивнейших формах флопов и фроуапов. Объяснить это легко — скопировать можно только то, что позволяют тебе твои навыки. У большинства граффитчиков технические навыки самые примитивные, поэтому массово байтится именно примитив, а не технически сложные стили. К тому же кривой байт при сложной технике стиля всегда заметен куда резче и явно выдаёт не профессионализм райтера. При этом больше всего разгворов о байте ведут «бомберы» в адрес «легальщиков».

5) Вообще само разделение на «бомбинг» и «легал» для России искусственное. В большинстве российских городов легалных стен для рисования нет совсем. Поэтому «легальные» куски и «бомбы» возникают часто на одних и тех же стенах. Отличаются они, понятное дело, качеством рисунка, а не тем разрешили граффитчику тут рисовать или нет. Зачастую перевод стрелок на тему «легала-нелегала» происходит из-за банальной зависти неумеющих рисовать раффитчиков, которых моментально гонят от стены прохожие за их мазню, к тем кого не гоняют.
Понятное дело проще списать на то что ты граффити «true», а этот «легальщик» — просто недостойный уважение коммерсант.

6) «Комерсы» в граффити тем не менее сущестуют и вредят ему не меньше остальных. Если «бомберы» задают нижнюю планку представления о граффити у обывателя, то «коммерсанты» наоборот — рисуя заказные стены, с пейзажами, портретами и цветами, по факту отношения к граффити уже не имеющими (это обычное художественное оформительство) и называя это граффити, формируют представления у обывателя, что есть хорошее, понятное ему, обывателю, граффити — с листочками и цветочками, а есть плохое — с буквами и агессивными персонажами. Что конечно же противоречит самой сути граффити. Отсюда часто вытекают недоразумения в виде «тем для граффити фестивалей» — «город мечты», «спасем природу мать нашу», «как я люблю товар Х», «молодежь, спорт, футбол» и прочая всем известная ерунда.
Тем у граффити-фестивалей быть не может. Граффити это всегда то, что райтер хочет нарисовать сам.

И да — райтеры любят рисовать буквы. Это нормально. Это и есть граффити. Ни плохое, ни хорошое, а просто само граффити.

7) Я очень долгое время считал, что достаточно делать хорошо своё дело и о тебе узнают. Достаточно что бы покупали твой журнал, достаточно что бы тебя считали профессионалом в своём деле. Ничего подобного, ребята. В эту эпоху сливки снимают те, кто занимается самопиаром. И совсем не важно хорошо ли вы делаете то, в чём себя расхваливаете. Пипл схавает.

Слава в граффити достигается разными путями, но меня до сих поражает, то что наиболее эффективный способ не связан с качеством рисования. Что бы прославиться нужно попасть в нужную тусовку, поймать волну «риспектов» в определенном кругу. По принципу озвученному ещё Крыловым — «За что кукушка хвалит петуха — за то что хвалит он кукушку».

Большинство из граффитчиков не знают многих и многих имён граффити-райтеров с превосходными стилями и мастерством, зато на слуху всегда будет десяток другой растаскиваемых из блога в блог никнеймов «суперстарс» подогревающихся спонсорскими вливаниями. Большинство из граффитчиков не знают названия граффити-журналов уровнем своим сопоставимых с профессиональными печатными дизайнерскими изданиями, зато в любом магазине вы найдете килограммы граффити-мукулатуры, свёрстанными на коленке отчаянными криворуками (про качество материала я просто молчу…). Обратный аспект — многие молодые райтеры часто недоумевают, почему их работы не замечают, ведь их рисунки вполне себе уровня Пети или Джо, распиаренных в интернете (будем честны — такого же фигового уровня). И действительно очень большое количество граффитчиков, находящихся на слуху по уровню рисования мало чем отличаются от тоев новичков, но вот попали в струю и понеслось. Особенно это заметно в среде «true бомберов». Под это дело натягиваются даже смысловые конструкции, это мол не руки кривые, это скандинавский стиль!

8) Кстати о национальных стилях.
Вопреки бытующим стереотипам тот мизер реально существующих (т.е. тех которых можно выделить из общей массы) национальных стилей граффити, вовсе не базируется на национальных традициях рисования. Поэтому постоянные отсылки к «пиши кириллицей» и «стилизуй под вязь» не более чем новомодный столичный понт, возникший под воздействием псевдопатриотической государственной пропаганды (особенно остро ощущается в Мск).
Немецкая школа — это высочайшая техника исполнения, с высокой детализацией, при классических граффити сюжетах и стилях.
Французская школа — мастерская прорисовка живописных фонов и специфические вайлдстайлы.
Бразильская — буйство красок, персонажи близкие к наиву, специфический леттеринг и теггинг.
А вот к примеру английской или итальянской школы — нет.
Все эти «школы» проявились из-за того, что в момент популяризации граффити в стране были харизматичные представители граффити, с узнаваемыми яркими стилями, которые и повлияли на становление т.н. национального стиля. Исторические культурные «корни» тут не причём.
Крайне глупо натянуть многовековые традиции русской живописи, на явление вытекающее из традиций американской наружной рекламы.

Поездят ТАД ещё пяток лет по Европе и миру, порастаскают их материал на сотню другую зарубежных граффити-блогов и сайтов, вот и получится «русский стиль» граффити в представлении райтеров мира.

Почему не случилось английского или итальянского стиля — потому что при популяризации граффити в стране существовало уже много ярких разных по существу райтеров, и ни один не смог задать общий тренд. Поэтому к примеру итальянское граффити это и мультяшки Mr.Wany, и три-дэ Peeta, и персонажи Macs’a.
Возвращаясь к «скандинавскому стилю» — тот самый случай когда ярких представителей не случилось, поэтому общий низкий уровень рисования пытается оправдаться назвав себя специфическим «стилем».

9) Персонажи в граффити-культуре делятся на два типа, на тех кто среду создает и на тех кто её потребляет. Создают её хозяева и работники граффити-магазинов, жуналов, сайтов, производители краски и аксессуаров, люди снимающие видео и конечно же, организаторы фестивалей и джэмов. Потребляют её обычные граффитчики. Имена потребителей известны многим, а с производителями ровно наоборот. Поэтому если вы ищите «фейма», то вы поняли в какую категорию не стоит соваться.

10) Вопреки устойчивым в граффити среде стереотипам — граффити вовсе не борется с системой. Системой оно давно переварено, потреблено и используется.
Все основные действия совершаемые граффитчиками помогают шестерёнкам механизма крутиться. Бизнес делает на нас деньги. Нас не может быть без этого бизнеса. Стравливается пар у молодежи, социальная агрессия перенаправляется в войну с мельницами, для системы не опасную, а очень даже полезную. Сходил влил панель, выпустил молодежную бесновато-агрессивную дурь — не стал заниматься саморазвитием, не понял «кто» и «что» ты в окружающем тебя мире. Граффити магазин получил твои деньги. Европейский хозяин бренда граффити краски тоже получил твои деньги. РЖДшный чиновник бумажку на выделение средств на перекраску вагона, не забыв про свой карман и карман поставщика краски. Шестерёнки системы провернулись без скрипа, обильно смазанные. Пострадал ну разве что — дядя Вася из депо, который за зарплату в 15 тысяч дополнительно подышал нитрокраской закрашивая подростковую мазню. А ты говоришь «еби систему». Это система давно «ебет» тебя, да так ловко, что ты довольный собой думаешь, что борешься с ней.

11) Граффити имеет некий смысловой предел. Оно может быть хорошо в определенном возрасте и в определенной социально-экономической среде (которая конечно зависит от места проживания) и в идеале должно использоваться, как старт к чему-то бОльшему. Дизайну, бизнесу или искусству, но заниматься в 30-40 лет тем же чем и в 15-20 — как правило это эпик фейл. Единицы смогли это опровергнуть, сотни тысяч доказали это утверждение.

12) В последние годы в граффити появилась новая мутация, которая позволяет уходить не в классическое или «паблик» искусство, а в смесь граффити и современного искусства. Один из представителей жанра — «граффутуризм». Мне кажется приемлемым термин «пост-граффити». Ещё предстоит выяснить насколько это течение будет долговременным и востребованным. Его актуальность диктуется всё же не граффити средой, а модой внутри т.н. «современного искусства».

13) Вообще в отличии от брейка и рэпа, сформировавших свою среду и вышедших на широкую публику, подчинив её своим правилам (хип-хоп одежда, как современный casual; современная хореография, плотно торчащая на брейке; целая толпа рэп-исполнителей в любом мировом поп-чарте) в граффити процесс прямо противоположный. Сначала под влиянием социально-политических трендов от граффити отпочковался т.н. стрит-арт, потом появились вариации пост-граффити для модных галерей современного искусства, а последние года два чётко шагает по планете паблик-арт, в виде колоссального спроса на мюрал-фестивали. Тут прогиб уже полный, ибо то, что мы видим к граффити культуре имеет отношение лишь именами художников, когда-то практиковавших граффити, и инструментом, которым делаются работы. А так — перед нами чистой воды монументальная живопись, когда-то после развала СССР забытая, а ныне востребованная вновь. Иногда поражаешься, как похожи новенькие с иголочки мюралы от известных райтеров на полувековой давности фасады, сделанные студентами советских худ.училищ.

Классическое же граффити оставило след в молодежной и спортивной рекламе. Впрочем вряд ли эффект этого воздействия будет долговременным. В массовую культуру оно войти не смогло и уже не сможет. Поскольку массовая культура вылепила из граффити то что нужно ей.

14) Жалею ли я что стал граффити-райтером — нет, не жалею. То количество друзей и знакомых, что принесла мне эта субкультура, никогда не заставят меня об этом сожалеть. Жалею ли я что не завязал в своё время — пожалуй, что да. Жалею. Это как в средних классах школы вдруг обнаружить, что ты всё ещё ходишь в детсадовских колготках.

15) За последние 15 лет субкультура изменилась очень сильно, и опыт накопленный моим поколением райтеров уже не всегда работает в современных условиях. У новых поколений куда больше возможностей, куда легче старты, куда шире горизонты. Поэтому что-то из написанного выше — обесценивается сейчас или будет полностью обесценено в ближайшем будущем.
Живите своим умом, но думайте, что и зачем вы делаете. И это относится не только к граффити.

Comments are closed.